Организация режима пребывания детей в ДОУ
Детский сад функционирует в режиме полного дня с 12-часовым пребыванием детей – с 07.00 часов до 19.00 часов (выходные – суббота, воскресенье и праздничные дни) – с организованным дневным сном и 4-х разовым приемом пищи с интервалом 3 – 4 часа в зависимости от возраста детей.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Режим дня в Детском саду строится в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей и способствует их гармоничному развитию, а также социальному заказу родителей (законных представителей). Основу режима дня составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, организованной образовательной деятельности, прогулок и самостоятельной деятельности детей. Режим дня скорректирован с учетом особенностей работы Детского сада (контингент детей, климат, длительность светового дня), холодного и теплого периодов. При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, темп деятельности и т.д.).
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей до 3 лет составляет 4 часа, 3 – 7 лет – 5 часов 10 минут.
В режиме дня выделено постоянное время для чтения детям художественной и познавательной литературы.
Утренний отрезок времени (с 700 до 900) включает традиционные режимные моменты, которые организует воспитатель группы, при этом в каждый момент общения с детьми педагогом решаются определенные задачи воспитания и обучения. В этот же период проводятся индивидуальные занятия (упражнения) с детьми по рекомендации специалистов. Основная задача образовательной работы в утренний отрезок времени состоит в создании у детей бодрого, жизнерадостного настроения.
В 900 начинается непосредственно образовательная деятельность детей. Формами организации непосредственно образовательной деятельности детей являются групповая, подгрупповая. Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития детей и сформированности запаса их знаний и представлений.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Объем недельной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста составляет: в I младшей группе (дети от 2 до 3 лет) – 1,5 часа; в II младшей группе (дети от 3 до 4 лет) – 2 часа 45 минут; в средней группе (дети от 4 до 5лет) – 4 часа; в старшей группе (дети от 5 до 6 лет) – 6 часов 15 минут; в подготовительной к школе группе (дети от 6 до 7 лет) – 8 часов 30 минут.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей I младшей группы (дети от 2 до 3 лет) – 10 минут; II младшей группы (дети от 3 до 4 лет) – 15 минут; средней группы (дети от 4 до 5лет) – 20 минут; старшей группы (дети от 5 до 6 лет) – 25 минут; подготовительной к школе группы (дети от 6 до 7 лет) – 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляют 10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник и среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.
Домашние задания воспитанникам Детского сада не задаются.
В середине года, как правило, в январе, для воспитанников организуются каникулы, во время которых проводят непосредственно образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).
Общий объем самостоятельной деятельности детей (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) соответствует требованиям действующих СанПиН и занимает в режиме дня 3 – 4 часа в день в соответствии с возрастом детей.
На прогулке решаются как оздоровительные, так и специальные коррекционно-образовательные задачи. Оздоровительные задачи решаются за счет специально отобранных игр и упражнений. Подвижные игры предусмотрено проводить в конце прогулки перед возвращением детей в помещение. Коррекционно-образовательные задачи решаются главным образом за счет целенаправленно организованных наблюдений и бесед.
Прогулка организуется, как правило, два раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня (с учетом погодных условий) – перед ужином. При температуре воздуха ниже -15оС и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15оС и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, для детей 5 – 7 лет – при температуре воздуха ниже -20оС и скорости ветра более 15 м/с.
После прогулки дети готовятся к обеду, обедают, а затем организуется дневной сон. Общая продолжительность дневного сна – 2-2,5 часа, в зависимости от возраста детей. Дети с трудным засыпанием и чутким сном укладываются первыми и поднимаются последними. Во время сна обязательно присутствие воспитателя или младшего воспитателя. После пробуждения с детьми всех возрастных групп проводится «гимнастика пробуждения», позволяющая разогреть мышцы и поднять настроение.
В теплое время года (июнь-август) увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе за счет организации разнообразных видов детской деятельности.
Примерный режим дня с учетом зимнего периода
Вид деятельности |
Образовательная область |
Пер-вая млад-шая группа (2 – 3 года) |
Вто-рая млад-шая группа (3 – 4 года) |
Сред-няя группа (4 – 5 лет) |
Стар-шая группа (5 – 6 лет) |
Подго-тови-тель-ная к школе группа (6 – 7 лет) |
Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах |
Прием, детей, самостоятель-ные игры, дежурство, индивидуаль-ная работа с детьми |
Здоровье, коммуникация, труд, физическая культура |
07.00 - 07.50 |
07.00 - 08.00 |
07.00 - 08.00 |
07.00 - 08.15 |
07.00 - 08.20 |
Утренняя гимнастика |
Физическая культура, здоровье |
07.50 - 08.00 |
08.00 - 08.10 |
08.00 - 08.15 |
08.00 - 08.15 |
08.15 - 08.30 |
Подготовка к I завтраку, завтрак |
Здоровье, труд |
08.00 - 08.30 |
08.10 - 08.40 |
08.15 - 08.40 |
08.15 - 08.40 |
08.30 - 08.50 |
Культурно- гигиеничес-кие навыки, игры |
Здоровье, коммуникация, труд, физичес-кая культура, социализация, познание, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка |
08.30 - 09.00 |
08.40 - 09.00 |
08.40 - 09.00 |
08.40 - 09.00 |
08.50 - 09.00 |
Непосредственно образовательная деятельность |
Игра-занятие (1,5 – 2 года), непосредст-венно образо-вательная деятельность |
Согласно расписанию |
09.00 – 09.10 09.10 – 09.20
(по под-груп-пам)
09.00 – 09.15
09.15. – 09.30
(по под-груп-пам)
Физи-ческая куль-тура на улице |
09.00 – 09.20
09.30 – 09.50
Физи-ческая куль-тура на улице |
09.00 – 09.25
09.35 – 10.00
10.10 – 10.35
Физи-ческая куль-тура на улице |
09.00 – 09.30
09.40 – 10.10
10.20 – 10.50
Физи-ческая куль-тура на улице |
Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах |
Подготовка к II завтраку, завтрак |
Здоровье, труд |
09.20 - 09.35 |
09.25 - 09.35 |
09.50 - 10.00 |
10.35 - 10.45 |
10.50 - 11.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
Здоровье, коммуникация, труд, физическая культура, социализация, познание |
09.35 - 11.00 |
09.35 - 11.20 |
10.00 - 11.40 |
10.45 - 12.00 |
11.00 - 12.10 |
Возвращение с прогулки, водно-гигиеничес-кие процеду-ры |
Здоровье, коммуникация, труд, социализация, |
11.00 - 11.15 |
11.20 - 11.35 |
11.40 -11.55 |
12.00 -12.15 |
12.10 - 12.25 |
Подготовка к обеду, обед |
Здоровье, труд
|
11.15 - 11.50 |
11.35 - 12.10 |
11.55 - 12.30 |
12.15 - 12.50 |
12.25 - 12.55 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
Здоровье |
11.50 - 15.00 |
12.10 - 15.00 |
12.30 - 15.00 |
12.50 - 15.00 |
12.55 - 15.00 |
Постепенный подъем, гигиеничес-кие процеду-ры, закаливаю-щие меропри-ятия |
Здоровье, физическая культура |
15.00 - 15.10 |
15.00 - 15.15 |
15.00 - 15.15 |
15.00 - 15.15 |
15.00 - 15.15 |
Подготовка к полднику, полдник |
Здоровье, труд |
15.10 - 15.30 |
15.15 - 15.30 |
15.15 – 15.30 |
15.15 - 15.30 |
15.15 - 15.30
|
Непосредственно образовательная деятельность |
непосред-ственно обра-зовательная деятельность |
Согласно расписанию |
15.30 - 15.40
15.40 - 15.50
(по под-груп-пам) |
15.30 - 15.40
15.40 - 15.50
(по под-груп-пам) |
|
|
|
Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах |
Совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоя-тельная деятельность детей, индивидуаль-ные занятия с детьми |
Здоровье, коммуникация, труд, физическая культура, социализация, познание, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка |
16.00 - 17.00 |
16.00 -17.00 |
15.30 - 17.10 |
15.30 – 17.15 |
15.30 - 17.15 |
Подготовка к ужину, ужин |
Здоровье, труд |
17.00 - 17.25 |
17.05 - 17.30 |
17.10 - 17.35 |
17.15 - 17.35 |
17.15 - 17.35 |
Совместная деятельность воспитателя с детьми, игры, труд, чтение детям худо-жественной и познава-тельной лите-ратуры, само-стоятельная деятельность, занятия с детьми по интересам.
Уход детей домой. |
Здоровье, коммуникация, труд, физическая культура, социализация, познание, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество |
17.25 - 19.00
(17.30 - 17.50 - чтение детям худо-жест-венной литера-туры) |
17.30 - 19.00
(17.35 - 17.50 - чтение детям худо-жест-венной и поз-нава-тель-ной литера-туры) |
17.35 - 19.00
(17.40 - 18.00 - чтение детям худо-жест-венной и поз-нава-тель-ной литера-туры) |
17.35 - 19.00
(17.40 - 18.05 - чтение детям худо-жест-венной и поз-нава-тель-ной литера-туры) |
17.35 - 19.00
(17.40 - 18.10 - чтение детям худо-жест-венной и поз-нава-тель-ной литера-туры) |
Примерный режим дня с учетом летнего периода
Вид деятельности |
Образовательная область |
Пер-вая млад-шая группа (2 – 3 года) |
Вто-рая млад-шая группа (3 – 4 года) |
Сред-няя группа (4 – 5 лет) |
Стар-шая группа (5 – 6 лет) |
Подго-тови-тель-ная к школе группа (6 – 7 лет) |
Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах |
Прим, детей, самостоятельные игры, дежурство, индивидуа-льная работа с детьми |
Здоровье, коммуникация, труд, физическая культура |
07.00 - 07.50 |
07.00 - 07.50 |
07.00 - 08.00 |
07.00 - 08.10 |
07.00 - 08.20 |
Утренняя гимнастика |
Физическая культура, здоровье |
07.50 - 08.00 |
07.50 - 08.05 |
08.00 - 08.10 |
08.10 - 08.20 |
08.20 - 08.30 |
Подготовка к I завтраку, завтрак |
Здоровье, труд |
08.00 - 08.30 |
08.15 - 08.35 |
08.15 - 08.35 |
08.20 - 08.40 |
08.30 - 08.50 |
Культурно- гигиеничес-кие навыки, игры |
Здоровье, коммуникация, труд, физическая культура, социализация, познание, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка |
08.30 - 09.00 |
08.35 - 08.45 |
08.35 - 09.00 |
08.40 - 09.00 |
08.50 - 09.00
|
Непосредственно образовательная деятельность |
непосредст-венно образователь-ная деятельность физического и художествен-но-эстетического направлен-ностей |
Согласно расписанию |
09.00 - 09.10 09.10 - 09.20
(по под-груп-пам) |
09.00 – 09.15
|
09.00 - 09.20 |
09.00 - 09.25 |
09.00 - 09.30 |
Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах |
Подготовка к II завтраку, завтрак |
Здоровье, труд |
09.20 - 09.35 |
09.15 - 09.25 |
09.20 – 09.30 |
09.25 – 09.35 |
09.30 – 09.40 |
Совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятель-ная деятельность детей, индивидуаль-ные занятия с детьми |
Здоровье, коммуникация, труд, физическая культура, социализация, познание, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка |
- |
09.25 – 09.50 |
09.30 – 10.00 |
09.35 – 10.05 |
09.40 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
Здоровье, коммуникация, труд, физическая культура, социализация, познание |
09.35 - 11.00 |
09.50 - 11.20 |
10.00 – 11.40 |
10.05 - 12.00 |
10.10 - 12.10 |
Возвращение с прогулки, водно-гигиеничес-кие процедуры |
Здоровье, коммуникация, труд, социализация, |
11.00 - 11.15 |
11.20 - 11.35 |
11.40 -11.55 |
12.00 -12.15 |
12.10 - 12.25 |
Подготовка к обеду, обед |
Здоровье, труд
|
11.15 - 11.50 |
11.35 - 12.10 |
11.55 - 12.30 |
12.15 - 12.50 |
12.25 - 12.55 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
Здоровье |
11.50 - 15.00 |
12.10 - 15.00 |
12.30 - 15.00 |
12.50 - 15.00 |
12.55 - 15.00 |
Постепенный подъем, гигиеничес-кие процедуры, закаливаю-щие мероприятия |
Здоровье, физическая культура |
15.00 - 15.10 |
15.00 - 15.15 |
15.00 - 15.15 |
15.00 - 15.15 |
15.00 - 15.15 |
Подготовка к полднику, полдник |
Здоровье, труд |
15.10 - 15.30 |
15.15 - 15.30 |
15.15 – 15.30 |
15.15 - 15.30 |
15.15 - 15.30 |
Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах |
Подготовка к прогулке, игры, наблюдения, занятия, развлечения с детьми на прогулке, возвращение с прогулки |
Здоровье, коммуникация, труд, физическая культура, социализация, познание, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка |
15.30 – 16.40 |
15.30 – 16.45 |
15.30 – 16.55 |
15.30 – 17.00 |
15.30 - 17.00 |
Возвращение с прогулки, водно-гигиеничес-кие процедуры |
Здоровье, коммуникация, труд, социализация, |
16.40 – 17.00 |
16.40 – 17.00 |
16.55 – 17.10 |
17.00 – 17.15 |
17.00 – 17.15 |
Подготовка к ужину, ужин |
Здоровье, труд |
17.00 - 17.25 |
17.05 - 17.30 |
17.10 - 17.35 |
17.15 - 17.35 |
17.15 - 17.35 |
Совместная деятельность воспитателя с детьми, игры, труд, чтение детям худо-жественной и познаватель-ной литерату-ры, самосто-ятельная деятельность, занятия с детьми по интересам, или прогулка.
Уход детей домой. |
Здоровье, коммуникация, труд, физическая культура, социализация, познание, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество |
17.25 - 19.00
(17.30 - 17.50 - чтение детям худо-жест-венной литера-туры) |
17.30 - 19.00
(17.35 - 17.50 - чтение детям худо-жест-венной и поз-нава-тель-ной литера-туры) |
17.35 - 19.00
(17.40 - 18.00 - чтение детям худо-жест-венной и поз-нава-тель-ной литера-туры) |
17.35 - 19.00
(17.40 - 18.05 - чтение детям худо-жест-венной и поз-нава-тель-ной литера-туры) |
17.35 - 19.00
(17.40 - 18.10 - чтение детям худо-жест-венной и поз-нава-тель-ной литера-туры) |
|
|